Курильские бобтейли. «Аборигенные кошки России»
Дальний Восток еще мало обжит и цивилизован, и коренные жители центральных российских областей, погнавшиеся когда-то за длинным рублем или оказавшиеся там по долгу службы, ни на минуту не оставляют надежды когда-нибудь вернуться домой. Находясь там ни год, ни два — иногда десятилетия — они не только поглощены работой и службой, не только заводят семьи, но и отдыхают. А лучший отдых на Курилах — это рыбалка.
Не могли не заметить рыбаки и охотники, что рядом с ними ловят рыбу и охотятся на птиц маленькие и отважные конкуренты — местные короткохвостые кошки, живущие при домах, но достаточно независимые и бесстрашные. В путину, говорят, прямо по спинам идущих на нерест рыб бегают. В укрытиях на берегу, куда соломки и листьев нанесло, эти кошки устраивают себе временное жилище до возвращения на зимние квартиры. И чего им бояться: из крупных хищников только медведь да человек — от одного кошка легко убегает и прячется, а другого приручила.
Самого известного курильского бобтейля его хозяин отловил на рыбалке. Это был котенок месяцев двух отроду, размером чуть больше ладони.
Люди ловили рыбу — себе, а кошки — себе. Маленькие котята хватали и тащили добычу на берег из воды с неменьшим азартом, чем взрослые коты. Жоре так понравился рыжий бесенок, выволокший рыбину раза в четыре больше себя самого, что решил он его поймать. Да не тут-то было! Увидя приближение человека, все кошки бросились прятаться в камнях на берегу. Но Жора — человек бывалый и упорный, если что решил… Малыш дрался отчаянно, прокусил руку через брезентовую рукавицу, махал когтями и рвал ими все, что мог достать. Он и сейчас такой же неукротимый и бесстрашный, если что. Но хозяин старается повода не давать.
За смелость и твердость характера котика назвали Самураем, и имя свое он оправдал. Что главное для самурая? Верность хозяину. Наш герой не сразу признал в Жоре хозяина. Несколько месяцев не подпускал к себе, нападал, ел только ночью, мрачный сидел в углу. А потом хозяин заболел, да так, что уже думал: «Кранты!» Несмотря на лекарства температура не снижалась, мерещились кошмары. Однажды ночью пришёл в себя – на груди сидит и мурчит Самурай, лижет щёки шершавым языком. Спрыгнул – и словно унёс болезнь с собой. Дышать стало легко, температура упала, с этого момента они подружились. А потом он спас Жору ещё раз.
В тот вечер кот был немного беспокоен, а ближе к ночи как взбесился. Незадолго до полуночи, когда все уже легли в 23.56 (Жора запомнил эти минуты навсегда), Самурай начал выть и бросаться на балконную дверь. Только дверь на балкон открыли — он рванул туда. Хозяева выскочили следом, чтобы поймать. Вдруг …, земля оказалась рядом, а они, с котом и балконом – на ней, ушибленные, но живые. Квартира рухнула вниз из-за подземного толчка… Не зря кот на лестницу не рвался — не добежал бы.
Сейчас Георгий Иванович живет в С.-Петербурге, Самурай при нем (или наоборот?). Они желанные участники на всех выставках кошек. Многие эксперты успели познакомиться с суровым характером кота. Любит Самурай, когда о нем рассказывают, ходит по столу гоголем, трясет помпоном, что у него вместо хвоста, и терпеть не может, когда Жора забирает его, чтобы снова посадить в клетку. Может и укусить за это любимого хозяина. Но Жора ему все прощает. А вы бы не простили…?
Курильских бобтейлей, как и карельских, никто не выводил специально. Но если о карельских бобтейлях до сих пор известно совсем немного, хотя они появились не так уж далеко от обеих столиц, то курильские бобтейли с берегов восходящего солнца завоевали центр России очень быстро. Сказалась не только их привлекательность. Очень много бобтейлей давно привозят с Курил семьи отслуживших военных. Среди любителей кошек, увидевших их впервые уже в Москве, нашлись такие, что полюбили их сразу и навсегда.
Татьяна Михайловна Бочарова — руководитель клуба любителей кошек «Талисман» — приобрела свою первую кошечку с чудным именем Ай-око
(о.Кунашир), ставшую впоследствии первым чемпионом мира среди курилов, у Лилии Ивановой, Принесшей на выставку котят от своей кошечки, подаренной ей родственником, служившим на Курилах и регулярно прилетавшем в Москву. Он столько рассказывал о местных удивительных кошках-охотниках с коротким рысьим хвостом, закрученном штопором. В 1991 г. Лиля привезла в Москву первых шесть котят с острова Кунашир. Позже Т.М. Бочарова дважды летала на Кунашир и Итуруп, привезла несколько десятков взрослых и маленьких кошек, ставших основой ее питомника «Ренессанс».
Экспедиции Т.М. Бочаровой позволили получить сразу большое количество животных. Это дало возможность составить стандарт породы, позволило изучить особенности строения укороченных хвостов курил и тип их наследования.
Длина остатка хвоста у Курильского бобтейлей не должна быть слишком большой. Хвост должен иметь законченный вид помпона или помазка и не выглядеть просто зигзагообразной деформацией. Желательно, чтобы все изгибы приводили к внешней закрытости контура без крючка, торчащего из середины конгломерата. Иногда извитой или плотно искривленный боб находится не на крупе с любой его стороны, а на прямом и толстом остатке хвоста, словно на собственной ножке. Такое положение называется «эффектом отодвинутого бобтейля» и входит в перечень недостатков.
Все бобтейли плодовиты и жизнеспособны, что позволяет заниматься их разведением с минимальными эмоциональными стрессами, связанными с вынужденной отбраковкой и эвтаназией некондиционного потомства.
История возникновения этой породы (как и любой аборигенной) остается чисто умозрительной, предположительной. Ясно лишь, что поучаствовали в ее создании наши сибиряки, привозимые переселенцами и японские бобтейли, жившие здесь когда-то вместе со своими хозяевами-японцами. Одни источники утверждают, что первые японские бобтейли сбежали от свиты японского императора, проводившего лето на Кунашире. (Неужели там так здорово?) Другие говорят, что бобтейлей специально завезли для охоты на крыс, расплодившихся вокруг соболиных ферм. Для этой же цели их покупали и увозили на соседние острова, и там они плодились самостоятельно. Курильские бобтейли хоть и любят воду, но не настолько, чтобы плавать с острова на остров. Поэтому внешний вид курильских бобтейлей от острова к острову несколько меняется в результате изоляции. В прочем эта изменчивость не настолько велика, чтобы выходить за пределы допустимого внутрипородного типа.
Селекционеры-фелинологи попробовали выщепить из курилов японских бобтейлей, и некоторым это удалось. Но поскольку записать их нашими аборигенами рука не поднимается, речь об этих кошках пойдет в другой книге.
Таких серьезных экспедиций, как те, что были осуществлены Т. М. Бочаровой и Л.Л. Ивановой, больше никто не предпринимал. Тем не менее появилось множество питомников, ставших быстро известными. В них пытаются профессионально разводить курильских бобтейлей.
Основу поголовья разных питомников составили животные, вывезенные с разных островов Курильской гряды.
На сегодня появилось 4—6 генераций курильских[ бобтейлей. Однотипность внешнего вида позволяет считать, что работа с породой ведется в правильном направлении. Они не измельчали, но стали значительно спокойнее и терпимее к посторонним. Эти кошки по-прежнему любят воду: купаются в любом водоеме за городом, дома принимают ванну, иногда разделяют ее с хозяином. Чаще стали встречаться правильные «бобы» — плотно закрученные хвостики.
Именно у Курильских бобтейлей в последнее время стали появляться нигде более у российских кошек не встречающиеся окрасы – янтарные, описанные только у норвежских кошек, но у них этот окрас не такой яркий. Янтарный и биметаллический окрас – подарок от кошек новому тысячелетию.
вы могли найти нас по словам
записки эксперта , аборигенные кошки России,статьи об аборигенных кошках,статьи Ольги Мироновой,курильские кошки,карельские бобтейли